Журнал The Economist в мировом рейтинге демократии поставил Россию на 107 место из 167 возможных, — от авторитарных стран нас отделяет несколько позиций, при этом демократичнее России оказалась Киргизия, чей рейтинг за два года вырос на целых 8 пунктов.
В предыдущем рейтинге, два года назад, компанию РФ составляли Бурунди и Пакистан. Британский журнал The Economist опубликовал составленный the Economist Intelligence Unit очередной «Индекс демократии», в котором оцениваются 167 стран мира. Как пишут сами авторы, это, по сути, общемировое исследование политических режимов. Это третье издание рейтинга, оно отражает ситуацию по состоянию на ноябрь 2010 года. Первые два индекса вышли в 2007 и 2008 годах. Рейтинг составлен на основе оценок, полученных каждой страной в нескольких категориях: избирательный процесс и плюрализм, действия правительства, участие в политической жизни, политическая культура и гражданские свободы. Все страны отнесены к одному из типов режима власти— полная демократия, демократия с недостатками, гибридные и авторитарные режимы.
Лидерами списка являются Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия, Австрия, Финляндия, Швейцария, Канада и Голландия. США и Великобритания расположились в самом низу списка государств с «полной демократией» Еще 55 государств имеют частично демократические режимы. К ним, помимо прочих, относятся Италия, Франция, Польша, Украина, Молдавия и страны Прибалтики. Любопытно, Франция, Италия, Греция и Словения перешли из прошлогодней категории стран с «полной демократией» в категорию с «недостаточной демократией». Остальные государства исследователи относят к гибридным или недемократическим формам политических систем. Плюсов мало Россия заняла в этом списке 107 место, попав в категорию стран с «гибридными режимами»— между Киргизией, занявшей 106 место, и Непалом на 108 месте. Положительной тенденцией нашей страны назван факт соблюдения Конституции: Владимир Путин ушел в отставку с поста президента в 2008 году. Впрочем, на этом плюсы заканчиваются. «Хотя формальные атрибуты демократии остаются на месте, Россия представляет собой так называемую „управляемую" демократию. Все основные решения принимаются небольшой группой лиц», — делает выводы The Economist. Госдуму РФ издание называет несамостоятельным парламентом, штампующим законы. В докладе отмечается также то, что губернаторов по-прежнему назначают, а основные СМИ являются подконтрольными.
Авторы рейтинга констатируют несвободу общественных организаций и давление государства на экономику. «Дмитрий Медведев, преемник Путина, принял более мягкий стиль управления, однако при определенной либерализации коренных реформ не произошло», — сетует журнал, связывая такое положение с эпохой 1990-х. Мол, тогда понятие «демократия» у населения тесно связывалось с олигархами и нищетой, поэтому сейчас россияне сами тяготеют к авторитаризму. Впрочем, есть надежда на средний класс— вместе с ростом доходов растет и личная свобода. От авторитарных государств в рейтинге The Economist Россию отделяют всего пять позиций, на которых находятся Непал, Армения, Бурунди, Гаити и Ирак.
Последние три места заняли Туркменистан, Чад и Северная Корея. Тенденция к снижению Отметим, что, по сравнению с прошлогодним рейтингом, Россия не изменила своей позиции— правда, в 2008 году ее окружали Бурунди и Пакистан. Тройка лидеров и аутсайдеров с тех пор тоже не поменялась. При этом во многих государствах в рейтинге отмечена тенденция к снижению демократических процессов— кризис усилил мощь авторитарных режимов по всему миру. «Многолетняя мировая тенденция демократизации, которая началась в 1974 году, к настоящему моменту остановилась и сейчас наблюдается так называемая „демократическая рецессия"», — пишут авторы рейтинга.
|