Вспомните, что я говорил о манифесте: это ряд тщательно
подобранных идей, цель которого - заставить потребителя принять вашу точку
зрения. Написать книгу - самый очевидный способ высказать свою позицию. Но столь
же просто - и даже более эффективно - свою идею можно выразить с помощью песни
(это сделал Боб Дилан в случае с "Харрикейном" Картером - вспомните фильм
"Ураган"), элегантного дизайна (прекрасный пример - овощечистка OXO), или же
подчеркнув значимость события (Toyota Prius).
Уже при первом взгляде на овощечистку OXO вам все становится
понятно. Она просто обязана работать лучше, чем любая другая, да и порезов с ней
явно будет меньше. Дизайн овощечистки - это манифест, который говорит
покупателям: "Вот простой и удобный способ делать нудную работу". Станет ли эта
овощечистка идеей-вирусом? Для большинства людей - нет. Однако среди кулинаров и
людей, увлеченных различными кухонными приспособлениями, OXO - уже идея-вирус. В
этом легко убедиться, прочитав восторженные отзывы в соответствующем разделе
сайта Amazon.
Теперь сравните овощечистку OXO с автомобилем Prius. Эта машина
способна решить проблему парникового эффекта и сохранить природные ресурсы. Его
новый гибридный двигатель работает на бензине и электричестве, поэтому Prius
расходует всего лишь пять с половиной литров бензина на 100 км, обладает
прекрасными ходовыми качествами и не загрязняет атмосферу. Все в нем говорит:
эта машина просто необходима.
К сожалению, Toyota - это фабрика, использующая идеи, а не
компания по запуску идей, владеющая фабриками. Поэтому, создавая свой продукт,
она все сделала абсолютно неверно. Во-первых, название. Как я могу рассказать о
понравившемся мне автомобиле, не зная, как правильно читается его название:
"Приус" или "Прайус"? Мне не хочется выглядеть дураком, поэтому я, скорее всего,
вообще не стану его произносить.
Во-вторых, Toyota не предоставила мне удобного способа
рассказать другим об этом автомобиле. На сайте компании мне не удалось найти ни
одной фотографии Prius. После продолжительных поисков я все-таки нашел хорошую
страницу, посвященную этой машине. Но на ней не было кнопки "Расскажите другу".
Там не было сказано, где и как я могу испытать Prius в действии. Там не было
поля, в которое я мог бы ввести свой адрес электронной почты, чтобы компания
уведомила меня, когда эта модель начнет продаваться в моем городе. Во всех трех
случаях - нет.
Но самая большая ошибка - дизайн Prius. Автомобиль выглядит
весьма заурядно. В отличие от VW Beetle или Mazda Miata, Prius никогда не станет
собственным "рекламным щитом на колесах". Даже если мимо вас проедут 1000 таких
машин, вы не обратите на них внимания. Вы не узнаете, насколько экономично она
потребляет топливо, не догадаетесь, сколь ничтожны у нее выбросы в атмосферу. У
вас не возникнег желания приобрести эту машину.
Так верят ли сотрудники Toyota в то, что их автомобиль спасет
мир? Насколько они преданны своей идее? Prius - пожалуй, самая революционная
идея в автомобильной промышленности со времен внедрения конвейера Генри Фордом.
Им следовало бы фанатично продвигать эту машину, способную изменить к лучшему
жизнь многих людей. Какую возможность они упускают!
Продавцы идей пошли бы совершенно другим путем. Вместо того
чтобы делать Prius дешевым и скучным, они бы задумались - кто купит такой
автомобиль? Очевидно, что первыми покупателями будут люди, не стесненные в
средствах. Ведь автомобиль с неопробованными технологиями - очень рискованное
приобретение. Помимо них, Prius может заинтересовать знаменитостей, а также
людей, помешанных на машинах. И те, и другие вряд ли сядут- за руль заурядного
автомобиля.
Напротив, дизайн автомобиля в этом случае следовало сделать
просто ошеломляющим. Уникальным. Можно было бы использовать специальные,
экологически чистые краски. Обязательно яркие. Или приделать к бамперу датчик,
показывающий расход горючего. Первые 50 000 человек приобрели бы этот
автомобиль, чтобы заявить о себе. Миллионы людей каждый день видели бы этот
манифест. А это значит, что вирус мог бы вызвать настоящую эпидемию.
Наконец, создатели идей-вирусов ни за что бы не позволили
покупать первые собранные машины всем желающим. Вместо этого они выбрали бы
самых влиятельных переносчиков вируса и сделали бы все возможное, чтобы усадить
их за руль новой машины. Кого, например? Может быть, Джеймса Бонда. Или Джулию
Робертc в новом фильме. А может, и президента Гринпис.
Все это нужно делать очень быстро! Речь не о том, чтобы
заработать еще пару миллионов долларов в Интернете. Речь о том, чтобы изменить
мир и заразить людей вирусом. Вы должны сделать это до того, как вакуум
заполнится всяким хламом. В противном случае будет очень трудно докричаться до
потребителей, привлечь их внимание к тому, что действительно необходимо.